Трубы бетонные дорожные
Stroimaster-nsk.ru

Строительный портал

Трубы бетонные дорожные

Поставка железобетонных труб и продукции для дорожного строительства

Трубы ГОСТ 6482-88

Трубы железобетонные безнапорные раструбные

ТПР 503-7-015.90

Водопропуски из раструбных труб по ТПР 503-7-015.90

Лотки водоотводные

Железобетонные и водопропускные трубы

Трубы жби можно отнести к одним из наиболее значимым и востребованным строительным материалам. Область применения их весьма обширна, бетонные трубы цена которых зависит от их типа, применяются при возведении водопропускных сооружений, данные изделия предназначены для транспортировки жидкости. Только есть одно условие, жидкости не должны быть агрессивными к железобетону, чтобы не разрушать их внутреннею поверхность. Чаще всего трубы железобетонные используются для строительства ливневой канализации (водопропускные, безнапорные). Основными показателями, указывающими на их выбор для строительства являются: цены производителя , прочностные характеристики, и, конечно же, доступность и понятность материала. Их продажа – дело ответственное.

Производство железобетонных труб (водопропускные, дорожные, напорные, раструбные, прямоугольные) освоено несколько десятков лет назад и постоянно подвергается модернизации и совершенствованию. Современный метод производства – вибропрессование (вибропрессованные ж/б трубы) – позволяет производить крупные партии товара с высокими качественными показателями, цены на которые довольно приемлемы. Они пользуются наибольшим спросом т.к. превосходят по основным показателям железобетонные трубы, произведенные по классической технологии – методом центрифугирования. Центрифугированные (безнапорные) водопропускные трубы имеют более грубую и шершавую поверхность, так же они менее прочные, данная технология производства присутствует на небольшом количестве. На современных предприятиях по производству железобетонных труб (ЖБИ), производители устанавливают лучшие производственные линии передовых компаний. Осуществляется продажа их в Германии, Франции, Дания, включающие в себя пропарочные камеры, вибропрессовальное оборудование, а также оборудование для увязки (формирования) каркасов бетонных труб. Все эти узы производственной линии и обеспечивают бесперебойное изготовление высококачественной продукции, цены на которые радуют покупателей. Несмотря на присутствие огромного количества заводов железобетонных изделий в каждой области, далеко, не каждое предприятие может указать в прайс-листе такую продукцию, как ж/б трубы. В некоторых регионах, вообще, нет предприятий ЖБИ, которые бы осуществляли производство железобетонных труб и строительным компаниям приходится приобретать прайс на данную продукцию в соседних регионах (цена и продажа везде разная). Поэтому, продажа таких изделий очень востребована и производители, а также их производство очень ценится покупателем. Доставка осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом согласно прайс листу. Трубы бетонные прекрасно переносят транспортировку и очень часто отправляются в многокилометровые путешествия (300-1500 км.) до объекта строительства.

Блок бетонный б 5 изготавливается из тяжелого бетона, благодаря чему он обладает дополнительной прочностью , как к физическому воздействию, так и к агрессивному химическому. При производстве блоков Б5 используются только бетон тяжелых марок М200 и М300,а необходимый класс морозостойкости и водонепроницаемости диктуется условиями конкретного проекта.

Водопропускная труба под дорогой – это искусственное сооружение, пропускающее под дорожными насыпями небольшие постоянные или действующие периодически водотоки. В ряде случаев такие трубы могут также играть роль тоннельных путепроводов или скотопрогонов. В процессе проектирования дороги, особенно в случаях, когда насыпь имеет небольшую высоту, чаще всего встает выбор между одним из двух возможных типов сооружения – труба или малый мост. Водопропускные трубы дорогах являются предпочтительным вариантов в случае незначительных отличий технико-экономических показателей данных сооружений по следующим причинам:

  • Водопропускные трубы на автомобильных дорогах не вызывают нарушения непрерывности как земляного полотна, так и верхнего строения данного пути;
  • Водопропускные трубы цена которых дешевле малого моста, так же являются более выгодными в ремонте и эксплуатации;
  • В случае, когда засыпка над трубой имеет высоту, превышающую 2 м, снижается влияние временных нагрузок на сооружение и практически исчезает с увеличением данной высоты.

Бетонные дорожные трубы: характеристики изделий и требования к ним

Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.

Что такое водопропускная труба

Прежде, чем мы углубимся в параметры и характеристики изделий, давайте уточним, что же представляют собой трубы бетонные дорожные?

  • Водопропускной трубой называют искусственно создаваемое сооружение, основной задачей которого является пропуск безнапорных водотоков, проходящих под насыпями дорог.
  • В зависимости от особенностей местности, подобные сооружения могут устраиваться не только для пропуска воды, но и для передвижения пешеходов, транспорта или перегоняемого скота.
  • Тело трубы, располагаемое в насыпном грунте, собирают из отдельных элементов – звеньев. Именно они и являются основными изделиями, выпуск которых регламентируется стандартом 24547.
  • С двух сторон труба ограничивается оголовками, обеспечивающими беспрепятственный сквозной проход потока воды, и удерживающими земляной откос.

Внимание! Сразу скажем, что бетонные трубы для канавы, которые укладывают в кюветах для отвода воды с участков, либо если нужно сделать водопропуск под заездом во двор – это совсем другие изделия, изготавливаемые по ГОСТ 20054*2016.

Параметры и типоразмеры

Всего существует 6 типов звеньев, из которых и собирают железобетонные дорожные трубы.

Какие именно — можно видеть в таблице:

Марка изделия и его типоразмеры Форма и сечение звена
  • ЗКЦ

Диаметр изделия устанавливается без учёта толщины стенки (то есть внутренний), и составляет:

Длина всего в трёх вариантах:

  • 1000 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Для этого вида звеньев предусмотрены те же типоразмеры, что и для круглых.

Так как это входные элементы водопропускной трубы, их параметры подбираются по промежуточным звеньям.

Типоразмер арочных звеньев устанавливается по внутреннему горизонтальному диаметру. Это:

  • 1000 мм
  • 1500 мм
  • 2000 мм.

Типоразмеры овоидальных звеньев такие же, как и у арочных, только здесь учитывается не горизонтальный, а вертикальный диаметр.

В прямоугольных звеньях в расчёт берётся ширина изделия в свету:

Длина в пяти вариантах:

Обратите внимание: Звенья с прямоугольным сечением обладают наибольшими размерами.

Обратите внимание: Иные параметры труб – и не только длина, но и диаметры, могут изготавливаться заводом под конкретный проект.

Прочие характеристики, условия поставки

По несущим характеристикам, звенья для водопропускных труб делятся на 3 группы.

Здесь главным критерием является расчётная высота грунтовой засыпки:

Примечание: При индивидуальном изготовлении труб с нестандартными параметрами, может меняться и их расчётная несущая способность.

Звенья с круглым сечением, как правило, поставляют потребителю в уже собранном виде, либо укрупнёнными узлами. В этом случае, остаётся только произвести установку на место. Однако крупногабаритные изделия сложной конфигурации отгружают в виде сборных элементов.

Маркировка

Маркируют их одной либо двумя группами цифр и букв. В первой содержится информация по типу и номинальным размерам звена в сантиметрах. Вторая группа обозначений, которая пишется через дефис, обычно предусматривается для изделий, рассчитанных на особые условия эксплуатации.

В ней зашифрован тип агрессивного воздействия:

  • М – эксплуатация при температурах ниже – 40 градусов;
  • К – кислотная среда;
  • Щ – щелочная среда.

Вторая часть маркировки так же содержит сведения о плотности бетона, из которого изготовлено изделие, и группе его несущей способности.

На заметку: Вообще, ГОСТ допускает маркировку изделий и по собственным стандартам предприятия-изготовителя – тем более, когда производятся нетиповые варианты. Главное, чтобы конструкция звена была подтверждена расчётом, на котором основывается уверенность в безопасности и надёжности будущей трубы.

Требования к изготовлению и монтажу

Согласно стандарту, при изготовлении звеньев водопропускных труб должны применяться стальные формы. Неметаллический вариант разрешается только в том случае, если он способен обеспечить соблюдение всех требований ГОСТ.

Прочность изделий должна обеспечить возможность эксплуатации под расчётной толщиной насыпного грунта и правильно подготовленным основанием. Что касается стыкования и герметизации звеньев в процессе монтажа трубы, то качество данных операций должно соответствовать требованиям стандарта 6485 (п 4.5), которые предъявляются ко всем безнапорным трубам.

Для изготовления элементов водопропускных труб согласно стандарту должен использоваться только тяжёлый бетон:

  • класса минимум В25;
  • морозостойкостью F200;
  • с коэффициентом водонепроницаемости W6 (а для северных регионов W8).

Его отпускная прочность в обычных условиях составляет 70%, а для изделий, эксплуатируемых при критически низких температурах – 100%.

Нюансы устройства водопропускных труб

На монтаж труб метрового диаметра существует технологическая карта. Это неплохая инструкция для тех, кто собирается установить такую трубу самостоятельно. Можете так же посмотреть видео в этой статье. Мы же предложим лишь краткий обзор процесса.

Технологическая последовательность работ

Водопропускной узел состоит из:

  • сферических блоков, которые служат фундаментом;
  • тела трубы, собираемого из звеньев;
  • оголовков с открылками.

Последовательность работ при их монтаже такова:

Этап работы Нюансы выполнения
1. Подготовка площадки.
  • Площадка расчищается в окружности 10 м вдоль оси будущей трубы.
  • У оголовков расчищается естественное русло, и устраивается обводная траншея либо обваловка площадки. Делается это для того, чтобы поверхностные воды не попадали в котлован.
  • Обустраивается временная кольцевая дорога, которая обеспечит подъезд автомашин с материалами.
2. Разбивка участка.
  • Так как место расположения дороги определяет положение водопропускной трубы, очень важно правильно определить точку пересечения их осей.
  • В строительстве она определяется с помощью геодезических приборов, закрепляется колышками и высотным репером, и сдаётся подрядчику по акту.
  • Затем от оси трубы откладывают размеры котлована, и на расстоянии одного метра от его границ выставляют обноску. Сразу же обозначают и положение секций опор, оголовков и открылков.
3. Приём и складирование материалов. Обычно площадку делят на две зоны: в одной размещают строительные машины и вспомогательное оборудование, а в другой – складируют материалы. Причём, их укладку увязывают с технологической последовательностью монтажа.
4. Устройство котлована под основание.
  • Размер котлована должен превышать размеры фундамента в плане на полметра в каждую сторону.
  • При его рытье грунт не вынимают сразу до проектной отметки, так как там предусматривается продольный уклон. Доработка дна котлована производится вручную.
  • При наличии грунтовых вод их отводят в водосборные ёмкости и откачивают с помощью насосов.
5. Щебёночная подготовка. Под трубу обязательно устраивается дренажное основание – щебёночная подушка толщиной 10 см, выполненная с сохранением уклона основания.
6. Монтируется бетонная труба в канаву.
  • С помощью автокрана монтируют все элементы трубы, укладывая их на цементный раствор.
  • После установки оголовка, пространство за ним заполняется смесью песка и гравия.
  • Из неё же устраивается подготовка под лоток. Толщина подготовки 30 см.
7. Обратная засыпка пазух в котловане. По окончании работ по монтажу, имеющиеся по бокам фундамента пазухи послойно засыпают грунтом и трамбуют. В местах расположения оголовков бетонируются лотки.
8. Гидроизоляция. Данный этап работ включает в себя зачеканку швов между звеньями и их оклейку изоляционным материалом, после чего производится обмазка битумной мастикой всей трубы. По итогам производства гидроизоляционных работ составляется акт.
9. Полная засыпка грунтом трубы. Засыпается труба уже после приёмки в эксплуатацию – сначала, всего на полметра слоями по 15 см, которые тщательно разравнивают и трамбуют. Дальнейшие работы по устройству насыпи уже выполняет организация, которая занимается строительством дороги.

Как и в любой другой области строительства, дорожные бетонные трубы необходимо устанавливать с соблюдением правил техники безопасности. Они подробно изложены в обязательном приложении «Р» к рекомендациям СТО НОСТРОЙ по устройству, реконструкции и капитальному ремонту водопропускных труб.

Одинец Завод железобетонных труб

Офис: г. Москва, ул. Кусковская, д. 12 (м. Перово)
Производство: Рублевский проезд, д. 18, (495) 118-40-52

Наименование, маркировка труб Диаметр условного прохода, d, мм Диаметр раструбного соединения, наружный d1, мм Диаметр раструбного соединения, внутренний d2, мм Толщина стенки, b, мм Длина трубы рабочая L / полная L1, мм Вес, тн
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 300 мм
ТС 30.25-2 300 516 406 55 2500/2600 0,43
ТС 30.25-3 300 516 406 55 2500/2600 0,43
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 400 мм
ТС 40.25-2 400 630 507 55 2500/2600 0,55
ТС 40.25-3 400 630 507 55 2500/2600 0,55
ТС 40.25-4 400 630 507 55 2500/2600 0,55
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 500 мм
ТС 50.25-2 500 755 625 65 2500/2600 0,81
ТС 50.25-3 500 755 625 65 2500/2600 0,81
ТС 50.25-4 500 755 625 65 2500/2600 0,81
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 600 мм
ТС 60.25-2 600 880 739 70 2500/2600 1,01
ТС 60.25-3 600 880 739 70 2500/2600 1,01
ТС 60.25-4 600 880 739 70 2500/2600 1,01
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 800 мм
ТС 80.25-2 800 1140 974 85 2500/2600 1,65
ТС 80.25-3 800 1140 974 85 2500/2600 1,65
ТС 80.25-4 800 1140 974 85 2500/2600 1,65
ТС 80.30-2 800 1140 974 85 3000/3100 2,02
ТС 80.30-3 800 1140 974 85 3000/3100 2,02
ТС 80.30-4 800 1140 974 85 3000/3100 2,02
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 1000 мм
ТС 100.25-2 1000 1405 1207 105 2500/2620 2,51
ТС 100.25-3 1000 1405 1207 105 2500/2620 2,51
ТС 100.25-4 1000 1405 1207 105 2500/2620 2,51
ТС 100.30-2 1000 1405 1207 105 3000/3120 3,12
ТС 100.30-3 1000 1405 1207 105 3000/3120 3,12
ТС 100.30-4 1000 1405 1207 105 3000/3120 3,12
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 1200 мм
ТС 120.30-2 1200 1676 1424 120 3000/3120 4,3
ТС 120.30-3 1200 1676 1424 120 3000/3120 4,3
ТС 120.30-4 1200 1676 1424 120 3000/3120 4.3
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 1400 мм
ТС 140.30-2 1400 1920 1660 130 3000/3120 5,23
ТС 140.30-3 1400 1920 1660 130 3000/3120 5,23
ТС 140.30-4 1400 1920 1660 130 3000/3120 5,23
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 1500 мм
ТС 150.30-2 1500 1880 1770 110 3000/3120 4,78
ТС 150.30-3 1500 1880 1770 110 3000/3120 4,78
ТС 150.30-4 1500 1880 1770 110 3000/3120 4,78
ТС 150.30-5 1500 1880 1770 110 3000/3120 4,78
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 1600 мм
ТС 160.30-2 1600 2050 1870 135 3000/3120 5,97
ТС 160.30-3 1600 2050 1870 135 3000/3120 5,97
ТС 160.30-4 1600 2050 1870 135 3000/3120 5,97
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 2000 мм
ТС 200.30-2 2000 2440 2320 160 3000/3120 8,75
ТС 200.30-3 2000 2440 2320 160 3000/3120 8,75
ТС 200.30-4 2000 2440 2320 160 3000/3120 8,75

Трубы типа ТС – железобетонные безнапорные раструбные с круглым отверстием, изготавливаются из тяжелого бетона, и предназначены для прокладки подземных трубопроводов, транспортирующих самотеком бытовые жидкости и атмосферные сточные воды, а также подземные воды и производственные жидкости, не агрессивные к железобетону и уплотняющим резиновым кольцам. Трубы имеют ступенчатую стыковую поверхность втулочного конца трубы. Стыковые соединения уплотняются резиновыми кольцами (манжетами)

Изготавливаем трубы соответствующие следующим группам по несущей способности:

  • 2-я группа (2) – при расчетной высоте засыпки грунтом до верха основной цилиндрической части трубы не более 4-х метров
  • 3-я группа (3) – при расчетной высоте засыпки грунтом до верха основной цилиндрической части трубы не более 6-ти метров
  • 4-я группа (4) – при расчетной высоте засыпки грунтом до верха основной цилиндрической части трубы не более 8-ми метров

Наши трубы поставляются в комплекте с уплотнительными кольцами (манжетами)

Резиновые уплотнительные кольца (манжеты, РТИ) не включены в Перечень продукции, подлежащий обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Российской Федерациии и Таможенного Союза.

Трубы из бетона

Бетон является распространенным строительным материалом. Вместе с тем? он используется в качестве основы для создания элементов канализующих систем, по которым перекачиваются различные, в том числе и агрессивные жидкости. Бетонные трубы обладают гладкой внутренней поверхностью, они прочные, устойчивые к воздействиям и чрезвычайно долговечные.

Преимущества и недостатки

Трубы из бетона обладают высоким сопротивлением к коррозии и химически агрессивным составам. Они способны выдерживать нагрузки, которые запредельны для вариантов из полимеров. Им присуща механическая прочность, которой не обладают керамические трубопроводы. Бетонные продуктопроводы в тяжелых условиях эксплуатации обладают высокой удельной прочностью, стойкостью к длительному переменному воздействию влаги и температур, конструкционной стойкостью к формированию трещин, деформациям и изгибанию, а также водонепроницаемостью. Бетонная труба не зарастает (более 50 лет), так как обладает гладкой плотной износостойкой поверхностью.

Нормативная точность изготовления позволяет герметично стыковать элементы канализующих систем. Использование специальных резиновых уплотнителей обеспечивает снижение трудоемкости работ и расходов на монтаж. Значительный вес труб из искусственного камня позволяет им с успехом противостоять выталкивающим силам, которые воздействуют на них во время оттепелей, паводков и пучений грунтов в морозы.

Тяжелые марки бетонов (от В30 и выше) обеспечивают высокие параметры морозостойкости (от F50 до F300) и водостойкости (от W4 до W6) продукции. Также эти трубопроводные изделия не горят и не плавятся. Длительность непрерывной эксплуатации таких трубопроводов составляет более 100 лет. К недостаткам следует отнести значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона.

Для чего предназначаются?

Основная сфера применения — формирование заглубленных до 10 метров трубопроводов, канализующих жидкости различного назначения и агрессивности. Это могут быть дренажные, водопроводные, хозяйственные, производственные, канализационные, ливневые и мелиоративные системы. Также в трубах могут «запираться» подземные реки. Такие самотечные и напорные коллекторы могут проходить под автомобильными, железнодорожными путями.

Трубы дорожные железобетонные используются для устроения проходных гидротехнических и инженерно-технических пересечений в насыпях под полотном транспортных магистралей. Также трубами из бетона оснащаются инженерные сети мостов, зданий. В бетонном микротоннеле, образованном ими, могут размещаться кабельные сети и трубопроводные коммуникации, в том числе и водоотведения.

Бетонным трубам придают нагрузочную прочность, которая определяет возможную степень их заглубления (5 классов нагрузки для глубины 2/4/6/8/10 метров соответственно). Из них формируют напорные (под давлением) и безнапорные (самотечные) трубопроводы. Также продукция различается формами поперечного сечения, длиной, конструкциями стыковочных узлов, диаметром, вложенными внутрь материалами.

По методу стыкования изделия подразделяются на фальцевые и раструбные. Трубой большого диаметра считается продукция с сечением до 550 см, а малого — от 50 см до 110 см. Герметичность соединения элементов бетонного трубопровода обеспечивают герметики, резиновые уплотнительные кольца, битумированная пенька, специальные конструкции на концах.

Напорные

В них транспортируются жидкости под давлением, создаваемым насосными станциями. Часто — это трубопроводы канализации и водоснабжения с высокой пропускной способностью. По величине давления, для которого предназначена бетонолитная труба, их подразделяют на высоконапорные (до 25 атм.), средненапорные (до 20 атм.), низконапорные (до 10 атм.).

Материал, способный длительное время работать при таких давлениях — портландцемент от М400 и выше. Конструкция изделий бывает и раструбной, и цилиндрической. В раструбной круглой трубе могут стоять полимерные и стальные сердечники. По ним допускается перегонять жидкие слабоагрессивные компоненты, нагретые до 400 град.

Безнапорные

В них жидкости движутся самотеком за счет уклона, создаваемого при проектировании трасс. Часто — это трубопроводы подземных вод, бытовой и ливневой канализации. Системы формируются трубой фальцевого или раструбного типа. Вяжущая основа бетона — шлакопортландцементы, быстротвердеющие и обычные портландцементы, сульфатостойкие и специальные стойкие к коррозии компоненты.

Состав бетонных систем

Место установки составных элементов трубопроводных систем — траншея, профиль которой обеспечивает проектный уклон. Формирование трубопровода предусматривает создание смотровых колодцев через 50 – 100 метров. Бетонолитная труба стыкуется с другими подобными компонентами подвижным или жестким образом через торцевой раструб или фальцевый профиль. Резиновые кольцевые уплотнители обеспечивают гибкое соединение. Бетонное изделие фиксируется к системе неподвижно, когда применяются герметики и битумированная пакля. В последнем варианте стыкования используются фиксирующие цементные растворы.

Маркировка и размеры

Бетонную трубу маркируют цифро-буквенным кодом, к примеру, ТБ 60.20-2. Буквы определяют тип трубы, первая цифра — внутренний диаметр (см), вторая цифра — длина (дм). После дефиса указан класс нагрузки. Так, маркировка ТБ 60.20-2 означает: раструбная цилиндрическая труба, которая имеет стыковое соединение, уплотняемое герметиками. Ее внутренний диаметр — 60 см, длина — 200 см, имеет второй класс по несущей нагрузке, применяется в обычных условиях.

Последней в маркировке может быть указана дополнительная информация об условиях применения изделия. К примеру, для экстремальных сред используются бетоны различной плотности: нормальной — «Н», повышенной — «П», особой — «О».

Пригодность к виду среды характеризуют признаки: кислотная — «К», щелочная — «Щ» и пр. Таким образом, фрагмент трубопровода с маркировкой ТБС 100.20-1-ПЩ — это раструбная круглая труба, имеющая ступенчатую стыковку поверхностью втулочного среза трубы, которая уплотняется кольцами из резины. Ее диаметр — 100 см, длина — 200 см, первая группа нагрузочной способности. Произведена из бетона повышенной плотности, через нее может прокачиваться щелочная среда средней агрессивности.

Длина и диаметр изделий зависят от типа единицы продукции. К примеру, трубы типа ТФП (с подошвой для сопряжения встык) для проходов от 1 до 1,6 м имеют длину 500 см, для прохода 2 м — 450 см, а для диаметра 240 см — 300 см. Изделия типа ТС (со ступенчатой поверхностью стыка) выпускаются длиной 250 см и 500 см в случаях, когда внутренний диаметр составляет 40, 50 и 60 см, а продукция длиной 350 см и 500 см выпускается диаметром 80 – 160 см.

Заключение

Трубопроводы из бетона имеют прочные и герметичные конструкции, которые надежно эксплуатируются в течение многих десятилетий. Безаварийное применение труб обеспечивается соответствием между их предназначением и условиями использования.

Вывод

В данной статье были рассмотрены бетонные трубы, которые используются в различных отраслях, в частности, дорожные и раструбные. Первые, благодаря своей специфике, являются усиленным вариантом стандартных изделий, что дает им возможность противостоять повышенным нагрузкам.

Вторые больше используются в общехозяйской деятельности. Оба варианта имеют массу достоинств, один из которых долговечность. Видео в этой статье поможет найти вам дополнительную информацию по этой тематике.

Бетонная труба — характеристики и способы производства изделия для коммуникаций

Железобетонная продукция выпускается для строительства бытовых и промышленных объектов. Бетонные трубы применяют при прокладывании автомобильных дорог и связи инженерных коммуникаций в виде водопроводных систем. Их изготавливают из тяжелой разновидности бетона, который обеспечивает влагостойкость и способность материала сопротивляться старению и износу под действием агрессивной среды.

Виды бетонных труб

Водопропускные трубы классифицируются по следующим параметрам:

  • Способ производства:
    • Безнапорные (ТБ). Разделяются на раструбные и фальцевые.
    • Напорные (ТН).
  • Форма:
    • Квадратные.
    • С круглым сечением.
  • Глубина заложения: до 6 м.
  • Диаметр: востребованные — от 300 до 800 мм.
  • Назначение: для использования под авто- и ж/д магистралями.
  • Водонепроницаемость.
  • Морозостойкость.

Безнапорный вид применяют, когда необходима транспортировка стоков самотеком, т. е. без осуществления давления. Соответственно названию, напорные — под давлением, используемые для строительства сточных, ливневых и канализационных систем. Труба железобетонная этого класса способна выдержать внутреннее давление в несколько атмосфер.

Область применения бетонных трубопроводов

Железобетонные трубы производят для подземной прокладки трубопроводов, для перемещения на очистные сооружения бытовых жидкостей и атмосферных осадков. Помимо этого, их используют для транспортирования производственных жидких отходов, которые не могут разрушительно воздействовать на бетонный слой. В основном их применяют при устройстве ливневой сточной канализации, а также при обустройстве водопропускных сооружений на автомобильных трассах.

Использование дорожных труб

Помимо прямого назначения, а именно водоотведения талых и осадочных вод, укрепляют насыпь ж/д и автополотна. Их используют как мосты, чтобы преодолеть небольшие водные препятствия. Большинство видов этих бетонных сооружений способны выносить нагрузку при землетрясении в 9 баллов, что важно для сооружения путепроводов.

Основные плюсы и минусы

Неоспоримое достоинство этого изделия — долгий срок службы, не менее 70 лет. Обусловлена такая долговечность устойчивостью бетона к неблагоприятным влияниям окружающей среды, отсутствием коррозии арматурных прутьев, устойчивостью к химическим и биологическим средам. Экономичность, прочность, невысокая цена, удобство установки, короткие сроки производственного процесса — это главные качества бетонных труб. При необходимости заново перекладывают уже использованные трубы, на качество это не влияет. К недостаткам относят значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона, а также их нельзя использовать для транспортирования агрессивных химических веществ. Истончение стенок и наросты приводят трубу в негодность или необходимость ее снятия для санации.

Производство бетонных изделий

Для изготовления элементов используют влагоустойчивые и биостойкие марки бетона, которые производятся методом вибропрессования с армированием (прутком Вр-1 и В1) или без него. В состав цементного теста добавляют примеси для исключения обрастания отложениями и загнивания. Основные правила и нормы продукции определяет ГОСТ 6482–88, напорные изготавливают по ГОСТу 24983—81. Длина таких труб варьируется до 2,5 м, а максимальный диаметр до 1,5 м. Бетонолитная труба изготавливается за 3—12 минут, это зависит от типа оборудования и размера. Лаборатория обязательно должна проверять качество продукции и соответствие маркировкам на выходе.

В начале производственного процесса подготавливают форму, очищают и смазывают. Если трубу предполагают армировать, тогда вставляют железные прутья в форме каркаса, далее устанавливают дно и фиксируют. Перемещают конструкцию в центрифугу, и медленно осуществляют подачу бетонного раствора, который заполняет все пустоты изделия. Далее ее отправляют в камеру пропарки для набора прочности. По окончании форма разбирается по частям, а готовую трубу перевозят в складское помещение. А также существует 2-й метод производства — вибрационное уплотнение, которое также после формировки и наложения вибрации поступает в пропарочную камеру.

Трубу безнапорную изготавливают со специальным раструбом, который находится только с одной ее стороны. Этот элемент нужен для стыковки изделий.

Подбор: как осуществляется?

Дорожные трубы подбираются согласно групповой классификации:

  • I группа. Используют на высоту не более 2 м от верхнего конца.
  • II гр. Верхний край поднят не больше, чем на 4 м от дальней стороны конструкции.
  • III гр. До 6 м от верха.

Эксплуатационные характеристики

ГОСТ определяет возможность деформаций и прочностных характеристик при укладке труб в канаву. Прочность трубы рассчитывается исходя из глубины ее закладывания. В нормативном официальном документе описано контрольное напряжение по следующим характеристикам:

  • Прочность. Этот параметр характеризует качество изделия, которое не может вынести нагрузку и не выполняет свои первоначально определенные функции.
  • Трещиностойкость. Показатель считается в норме, если на поверхности трубы при давлении, на исходном образце обнаруживается скол, который не более 0,2 мм. Потери ее эксплуатационных показателей в таком случае отсутствуют.

Особенности монтажа сетей водоснабжения

Этапы монтажа железобетонных водонапорных конструкций:

  1. Вырывают траншею с дополнительным углублением на 30 см для уклона.
  2. Засыпают запасной проем песком с гравием для обеспечения высокой несущей способности.
  3. Трубы краном укладывают в вырытые ямы, соединяя их. Через каждые 50—100 метров трубопровода необходимо оборудовать смотровые камеры.
  4. Проверяют правильное положение. Если раструбные элементы нарезаны на мерные отрезки планетарной пилой, тогда их соединяют враструб с прокладыванием резиновых уплотнителей. А также можно применять и фальцы — саморасширяющийся уплотнитель для герметизации.
  5. Все стыки заделываются пеньковой прядью. Раструб конопатится 3-мя витками просмоленной и пропитанной битумом пряди.
  6. После выполнения стыковки подбивают трубы грунтом на необходимую высоту с послойным трамбованием.

Изделия подвозят на место установки специальной техникой с прицепами. Зачастую вмещается 2 шт. в 1 машину. Краном, с тягами для подъема габаритных грузов, выполняют выгрузку. Специальные пригрузы используют для фиксации элементов в одном положении, которые находятся на заболоченных или любых водных участках. Бетонные утяжелители не загнивают, не обрастают и служат дольше. Стоит отметить, что если трубу прокладывают в месте с постоянным водотоком, тогда строят запруды или русло речки отводят в сторону, а воду откачивают насосом или выполняют сооружение канавы для слива.

Читать еще:  Штриховка бетона по ГОСТ
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector